ABC-анализ товарных запасов

АВС-анализ – это классический метод ранжирования товарных запасов (или других активов компании) по заданным факторам. Наиболее часто в качестве расчетных критериев используются возраст запасов или объем отгрузок. Методика может применяться при управлении оборачиваемостью любыми ресурсами, включая валовую прибыль или валовые продажи.

Что такое ABC-анализ запасов

Данный способ ранжирования, то есть классификации ресурсов организации, заключается в упорядочивании объектов оценки по определенным признакам или факторам. К примеру, если речь идет о товарных запасах, расчет предполагает выстраивание материалов и товаров в порядке убывания значимости.

Методика основана на эмпирическом правиле 80/20, открытом итальянским экономистом Парето. В общих ситуациях это правило определяет, что большая доля эффекта (80 %) достигается всего за 20 % действий. При анализе товарного ассортимента правило ABC анализа - 80 % доходов от реализации товаров образуется за счет реализации 20 % номенклатурных позиций продукции.

Наиболее важен закон ABC для тех компаний, у которых имеется большое число покупателей. Для минимизации объема неликвидных запасов нужно разработать оптимальную политику отгрузки товаров, направленную на оптимизацию объема буфера товарных запасов. Одним из элементов разработки такой политики является формирование группировка товаров по категориям, в зависимости от степени их оборачиваемости. При классификации товаров за основу можно взять результаты правила Парето 80/20 по одному из следующих параметров (по выбору):

  1. Объемы реализации товаров.
  2. Средние сроки оборачиваемости товаров.

Все товары при этом делятся на 3 основные группы. Если говорить о первом параметре, то есть объемах реализации товаров, то первая группа А включает незначительное число товаров, на которых приходится самый высокий удельный вес реализации в общем объеме реализованной продукции – около 80 %. Вторая группа В состоит из среднего числа номенклатурных позиций запасов со средним удельным весом объема реализации – около 15 %. В третью группу С входит значительное число товаров с наименьшей долей доходов от их реализации в общем объеме выручки – примерно 5 %.

С позиции управленца наиболее важное значение для организации имеют товары группы А. Эти номенклатурные позиции нужно контролировать регулярно, лучше ежемесячно. Группа В также требует регулярного мониторинга, но не настолько частого, к примеру, ежеквартального. Многочисленные номенклатурные позиции запасов из группы С могут контролироваться ежегодно, поскольку имеют незначительный объем закупок и реализации по каждой позиции в отдельности.

Если проводить анализ по периоду оборота товарных запасов, то первая группа А включает 80 % самых надежных запасов, которые имеют высокую оборачиваемость и стабильный ежемесячный объем продаж. Вторая группа В отличается незначительными колебаниями в оборачиваемости, вызванными сезонностью или нарушением регулярности их отгрузки. В третью группу С входят номенклатурные позиции запасов с длинным периодом оборота - более 180 дней, цена реализации которых может быть ниже закупочной цены. Это неликвидные запасы, которые требуют изыскания способов их возможной реализации и контроля их рыночной стоимости.

В отдельных ситуациях для более детального анализа может образовываться и четвертая группа D, куда товары с  разовыми или единичными поставками. Такие запасы как правило имеют несущественное значение для организации.

Готовые модели по бизнес-анализу, представленные на нашем сайте позволяют проводить ABC анализ товарных запасов как по объемам их реализации, по срокам оборачиваемости запасов.

При помощи простой системы фильтров вы устанавливаете параметры отбора товарных запасов: например, показать в отчете запасы контрагентов, оборачиваемость которых выше 180 дней, или показать запасы со среднемесячным объемом отгрузки выше 200 тыс. руб., оборачиваемость которых лежит в интервале от 60 до 180 дней.

Попробуйте установить такие фильтры на этой интерактивной диаграмме и посмотреть как работает ABC-анализ на живом примере.


Запомните общие правила анализа оборачиваемости запасов и материалов через ABC-метод:

  • Ежедневное обновление учетных данных в базе – к примеру, 1С.
  • Оценка своевременности оформления накладных  – требуется для проверки полноты отражения операций.
  • Контроль за объемами и сроками оборачиваемости товаров.
  • Управление размером буфера товарных запасов избирательно по отношению к разным группам запасов.

ABC-анализ – пример

По отдельному предприятию были проанализированы товарные запасы за 4 кв. 2018 г. Ранжирование выполнено на основании параметра среднемесячного объема их отгрузки и периода оборота запасов. Результаты исследований представлены в таблице. Матрица управления составлена для 9 групп – в 1 входят самые надежные номенклатурные позиции запасов, к 9 отнесены максимально незначительные для бизнеса.

abc товары.PNG

Запасы группы А обеспечивают организации 60 % совокупного объема реализации товаров. Предоставление льготных условий реализации клиентам, приобретающим такие запасы является довольно выгодным. Сотрудничество с этими покупателями требует тщательно продуманной стратегии, которая предполагает определение оптимальных партий, частоты поставок и логистики. С большей вероятностью многие из клиентов, покупающих запасы группы А по объемам продаж входят в эту же группу при оценке периодов просрочки, то есть оплачивают долги максимально быстро – в среднем за 30-90 дней.

Группа B – это номенклатурные позиции запасов, которые обеспечивают 30% общего объема реализации товаров. Их оборачиваемость средняя - они лежат какое-то время на складе, прежде чем находится покупатель, готовый их приобрести. При определенных обстоятельствах такие запасы могут плавно перейти в группу А, поэтому также требуют внимания и контроля.

Группа C включает большую часть номенклатурных позиций запасов, которые приносят 10% общего объема реализации и имеют низкую оборачиваемость (период оборота 180 и более дней). Мелкие сделки по реализации этих неликвидных запасов не оказывают положительного влияния на финансовые результаты организации. Для предприятия они допустимы в начале сотрудничества или как нерегулярные. Целесообразно такие запасы закупать под конкретных клиентов, а не держать на складе в поисках их возможного покупателя.

Похожие статьи
Как проводить анализ убытков и брака при реализации товарных запасов
При анализе оборачиваемости складских запасов и товаров важно учитывать недостачи и потери, а также убытки от порчи товаров. Отражение этих операций в учете уменьшает остаток товара, однако не влияет на его оборачиваемость.
Управление размером буфера товарных запасов на основе коэффициента оборачиваемости

Поддержание оптимального для организации уровня запасов обеспечивает высокую рентабельность бизнеса. Управление буфером запасов помогает избежать перебоев с закупками и упущенных продаж, а также появления неликвидных запасов на складах. Для этих целей используются принципы теории ограничений, которые могут применяться в торговых, производственных, дистрибуционных компаниях, а также в ритейле.

19
Как провести XYZ анализ товарных запасов в Excel
В целях оптимизации ассортимента компании проводится XYZ анализ товарных запасов. Методика применяется в совокупности с ABC-анализом и заключается в классификации товаров в зависимости от потребностей покупателей. На основании результатов расчетов прогнозируются закупки и продажи.
3
Анализ движения запасов и системы управления запасами в Excel

Современную торговлю трудно представить без налаженных инструментов автоматического заказа товаров. Говоря о товарах, подразумеваются не только изделия для перепродажи, но и другие ценности – материалы, сырье, полуфабрикаты и т.д. Наличие адаптированной к потребностям деятельности системы управления запасами не является редкостью в зарубежных компаниях. Однако многие российские предприятия даже не знают, что это такое.