Как выбрать функциональную валюту при подготовке отчетности по МСФО

В России существует множество крупных холдинговых компаний определение функциональной валюты учета, в которых является весьма сложной задачей, поскольку такие компании ведут активную внешнюю деятельность, могут иметь управляющие компании за рубежом и тд. Выбор функциональной валюты в таких компаниях не является однозначным, поскольку валюта, которая оказывает основное влияние на определение цен товаров и услуг и валюта страны, конкурентные силы и конкурентные правила которой в основном определяют формирование цен на товары и услуги, как правило, различаются.

Такие компании, часто имеют необходимость составлять финансовую отчетность в нескольких валютах для пользователей, находящихся в разных странах. А при пересчете показателей финансовой отчетности из функциональной валюты в валюту представления отчетности, как правило, возникает множество вопросов, связанных с технологией такого пересчета, в особенности, если компания стремится к точности показателей отчетности и использует для пересчета курсы валют на день совершения операции.

Формирование финансовой отчетности по международным стандартов в условиях, когда есть необходимость составления отчетности и учетных регистров в разных валютах лучше всего делать, используя информационную систему учета, обеспечивающую автоматизацию международного учета в компании. Именно тогда возможен быстрый и точный пересчет показателей из одной валюты в другую.

Правила учета курсовых разниц в МСФО также несколько отличаются от российских, даже несмотря на то, что произошло сближение российских правил учета курсовых разниц (ПБУ 3) с международными (IAS 21) и из российской практики учета были исключены суммовые разницы.

Но несмотря на это возникает большое количество сложностей при учете курсовых разниц в МСФО, и многие из них связаны с тем, что в случае, если функциональная валюта компании это доллар или евро, то необходимо пересчитывать все хозяйственные операции в рублях в эту функциональную валюту. В этом случае курсовые разницы возникают по всем статьям отчетности и становятся очень существенными, поэтому важно знать все различия в понимании курсовых разниц в российском и международном учете.

Мы рассмотрим несколько технологий, которые могут быть использованы для решения проблемы определения функциональной валюты в таких компаниях, проблемах учета курсовых разниц в МСФО, автоматизации пересчета показателей отчетности из функциональной валюты в валюту представления отчетности.

Согласно МСФО (в отличие от российских стандартов) компания обязана определить функциональную валюту учета на основе ряда факторов. Причем может оказаться, что эта валюта будет отличаться от валюты страны, в которой зарегистрирована компания. Так, функциональная валюта выбирается с учетом следующих условий.

Определяется валюта, которая оказывает основное влияние на цены товаров и услуг. Например, если счета за товары и услуги выставляются в долларах США и подлежат оплате в рублях по курсу на день оплаты, или цена формируется по формуле цены, в зависимости от курса доллара США, то такой валютой является доллар США.

Определяется валюта страны, конкурентные силы и конкурентные правила которой в основном определяют формирование цен на товары и услуги, производимые организацией. Это валюта страны, в которой зарегистрировано юридическое лицо. Для компаний, ведущих бизнес на территории Российской Федерации такой валютой является рубль.

Определяется валюта, в которой выражаются средства, генерируемые в процессе финансовой деятельности (например, выпуска долговых или долевых финансовых инструментов). То есть, таковой является валюта, в которой выражены основные договора займов. В случае, если компания является публичной и котируется на бирже за пределами Российской Федерации, часть капитала, размещенная на данной бирже, также считается выраженной в валюте, отличной от валюты Российской Федерации.

Определяется валюта, в которой организация обычно оставляет у себя поступления от операционной деятельности. Наиболее часто такой валютой является рубль РФ, однако в случае, если компания входит в холдинг, наряду с другими оффшорными компаниями могут быть ситуации, когда часть выручки остается за рубежом на счетах в зарубежных банках в валюте, отличной от валюты российской федерации. В случае если компании, которым принадлежат данные счета, консолидируются в финансовой отчетности группы и, зарубежная головная компания участвует в листинге биржи, то валюту, в которой данные денежные средства остаются на счетах зарубежных компаний также следует учитывать.

Если компания, выпускающая отчетность по МСФО, сама является дочерней компанией, и ее материнская компания - иностранная, необходимо проверить, составляют ли операции с материнской зарубежной компанией значительную или незначительную долю в деятельности отчитывающейся организации.

На основе описанных факторов определяется функциональная валюта. Каждому из факторов присваивается удельный вес, согласно таблице описанной ниже. При определении функциональной валюты удельный вес факторов компания может устанавливать самостоятельно, однако важно соблюдать порядок убывания их значимости.

Фактор, влияющий на выбор функциональной валюты

Удельный вес фактора, баллы

Процент от общего объема хозяйственных операций, %

Процент в пересчете на удельный вес фактора

 

 

Рубли

Доллары

Рубли

Доллары

Валюта, оказывающая влияние на цены товаров и услуг

(в этой валюте или в привязке к ней заключены договоры на поставку товаров и услуг или выставляются счета)

10

95

5

23,75%

(=10/40 * 95%)

 

 

1,25

(=10/40 * 5%)

 

Валюта страны, конкурентные силы и правила которой определяют формирование цен на товары и услуги (валюта страны, в которой компания зарегистрирована)

9

100

-

22,5

(=9/40 *100%)

0

Валюта, в которой выражены (закреплены в договорах) привлеченные кредиты и займы

(процент займов в какой-либо валюте от общего объема займов)

8

50

50

10

(=8/40 *50%)

10

(=8/40 *50%)

Валюта, в которой компания оставляет поступления от операционной деятельности

(валюта, в которой находятся депозиты и средства на счетах в банках)

7

90

10

15,75

(=7/40*90%)

1,75

(=7/40*10%)

Обороты с материнской компанией, в случае если она зарегистрирована за рубежом

(отношение оборота с материнской компанией по всем счетам к общему обороту в компании за период)

6

70

30

10,5

=(6/40*70%)

4,5

=(6/40*30%)

Суммарный удельный вес

Процент в пользу выбора валюты в качестве функциональной

40 баллов

 

 

 

82,5%

 

17,5%


В качестве функциональной выбирается валюта, взвешенный процент по которой является наибольшим. В рассмотренном примере функциональной валютой следует выбрать рубль.

В таблице рассмотрен условный пример выбора функциональной валюты в компании. Предполагается, что в компании 95% всей продукции продается по договорам, стоимость услуг в которых определена в рублях, а в 5% от всех договоров стоимость определена в валюте. Компания ведет деятельность на территории Российской федерации. Эти первые два фактора играют решающую роль при выборе функциональной валюты. Если на основе их анализа нет ясности, какую валюту выбрать в качестве функциональной (например, половина или большая часть договоров заключена в валюте, отличной от валюты страны в которой компания зарегистрирована), то необходимо рассматривать остальные факторы, которые менее значимы.

Так в порядке убывания значимости при выборе функциональной валюты следует принимать во внимание валюту, в которой привлечены займы и в которой выданы займы. Так в рассмотренном примере предполагается, что 50% займов привлечено в долларах, а 50% от общего объема займов – в рублях.

Рассматриваются также остатки денежных средств на счетах в разных валютах и в случае наличия материнской компании, зарегистрированной за рубежом – существенность объема операций с ней.

Когда функциональную валюту нельзя четко определить на основе первых двух факторов, то ее выбор производится менеджментом компании исходя из его профессионального суждения и политических соображений. Здесь мы приводим лишь один из возможных способов учета значения различных факторов при выборе функциональной валюты.