EBITDA и ROE: можно ли ими намеренно манипулировать?
Например, согласно МСФО(IAS) 39 «Финансовые инструменты, признание и оценка» дебиторская задолженность учитывается по «амортизированной стоимости», которая предполагает дисконтирование долгосрочной задолженности, а также начисление резерва по сомнительным долгам. Соответственно в этом контексте резерв по сомнительным долгам, а также величина дисконтирования задолженности не должны включаться в расчет при подсчете показателя EBITDA. Поскольку дисконтирование задолженности отражается в отчетности в разделе финансовых (процентных) расходов, то оно не попадает в расчет EBITDA. А вот резерв по сомнительным долгам имеет двойственную природу – с одной стороны это амортизация дебиторской задолженности, с другой – процентные расходы, связанные с обесценением задолженности. И тем не менее этот резерв иногда включают в расчет EBITDA.
Нет четкого понимания и в части включения в расчет показателя EBITDA дивидендов к получению. С одной стороны они отражаются в составе «финансовых доходов» и соответственно не должны включатся в расчет показателя EBIIDA. С другой стороны – дивиденды это не проценты.
Если же посмотреть на такой показатель как «Прибыль от участия в ассоциированных компаниях» рассчитываемый согласно МСФО (IAS) 28, то это тоже по сути будущие дивиденды, подлежащие к получению от зависимых предприятий. Однако здесь и вовсе нет однозначного понимания – этот показатель может отражаться как в составе «финансовых доходов» ниже показателя «операционная прибыль» (как например в финансовой отчетности ОАО «Газпром» ), так и в составе «выручки» выше показателя «операционная прибыль» (как например в финансовой отчетности ОАО «НК «Роснефть») – а соответственно данный показатель может как включаться, так и не включатся в расчет показателя EBITDA.
Часто ведутся дискуссии и о том, включать ли расходы на благотворительность и аналогичные им расходы в расчет показателя EBITDA. Хотя эти расходы не относятся ни к категории процентов, ни к категории амортизации – они также и не являются результатом операционной деятельности компании, поскольку менеджмент может регулировать их величину и свободно снизить или прекратить их без ущерба для производства. Поэтому некоторые методики расчета показателя EBITDA предполагают исключение данных расходов при расчете показателя.
Таким образом, посчитать показатель EBITDA можно несколькими способами, и выбранный способ нужно применять последовательно и не менять методику расчета показателя. Поскольку как именно считать показатель для каждой конкретной компании нигде не описывается, организации как-правило сами договариваются с банками о том, каким образом рассчитывается данный показатель.
Если пользователем отчетности является банк, предоставивший кредит – подписывается специальный документ - сертификат соответствия, в котором раскрывается методика расчета EBITDA и каждый из составных элементов, вошедших в расчет этого показателя. Документ иллюстрирует что полученный результат расчета показателя EBITDA соответствует требованиям банка к нормативам для данного показателя, установленным в кредитном договоре.
В случае если показатель EBITDA используется для расчета премий и иных вознаграждений менеджменту, методика его расчета закрепляется в локальных нормативных документах организации (внутренних регламентах, положениях). Методики расчета EBITDA могут отличаться в различных организациях, что может сделать несопоставимым для сравнения показатели EBITDA даже в аналогичных организациях.
ROE (рентабельность капитала)
Наряду с EBITDA еще одним важнейшим показателем для принятия решений является ROE (рентабельность капитала). Показатель широко известен и распространен, потому что ROE показывает рентабельность собственного капитала, т.е. потенциальный инвестор, посмотрев на этот показатель в отчетности и его динамику, понимает какой доход (в процентах) он может зарабатывать на акциях данной компании, и сравнить его с другими предприятиями. Но смысл показателя ROE существенно глубже.
Хотя бы тот факт, что на основе факторного анализа изменений в ROE основаны модели оценки темпов устойчивого роста Д. Ван Хорна и Р. Хиггинса уже показывает какой важный этот показатель. Например, согласно модели Д. Ван Хорна изменения в ROE раскладываются на вклад таких факторов, как
- оборачиваемость активов [выручка]/[активы],
- рентабельность продаж [прибыль]/[выручка],
- финансовый рычаг [собственный капитал]/[заемный капитал],
- доля реинвестирования прибыли [прибыль – дивиденды]/[прибыль].
Выявление несоответствий между динамикой изменения каждого из факторов, и причины вызывающих эти изменения, позволяют прогнозировать будущую динамику изменения показателя ROE и прогнозировать доходность по акциям компании. Факторный анализ показателя ROE тесно связан и с управлением на основе золотого правила экономики предприятия [100% <темп роста активов <темп роста выручки <темп роста прибыли] и поиска нарушений соответствий в темпах роста прибыли, выручки и активов.
Однако показатель ROE основывается на данных финансовой отчетности компании, а соответственно обладает недостатками, которыми обладает сама финансовая отчетность. В силу правил ее составления, она включает только 60-70% активов, которыми обладает организация – в ней не отражены ни кадровый потенциал, ни сформировавшаяся деловая репутация, ни изменения в рыночной доли, контролируемой организацией. Правда все эти изменения отражаются в цене акций компании на бирже. Вот почему рыночная капитализация компании не совпадает оценкой ее чистых активов по бухгалтерской отчетности, а колебания в рыночной капитализации зачастую никак не связаны с изменениями в бухгалтерской отчетности.
Но если компания не публичная и не котируется на бирже – получается у инвесторов и акционеров нет других источников информации для принятия управленческой решений, кроме как финансовые показатели, посчитанные на основе бухгалтерской отчетности по МСФО. Поэтому приходится делать комплексный анализ, и определять как именно повлияют на будущую прибыль изменения факторов, не отраженных в бухгалтерской отчетности, и результаты такого анализа принимать во внимание вместе с финансовым показателем ROE и другими показателями.
Отражение в финансовой отчетности по МСФО некоторых операций, связанных с реорганизацией бизнеса, может вызвать изменение в финансовых коэффициентах, в частности в ROE, хотя фактически эти изменения не оказывают никакого влияния ни на эффективность использования ресурсов, ни на производительность труда, ни на рыночную долю, занимаемую организацией, а являются чисто корпоративными мероприятиями.
Например, перепродажа дочерней компании внутри группы или ее присоединение к одной из компанией группы вызывает необходимость переоценки акций и иных финансовых вложений, находящихся на балансе присоединяемой компании по справедливой стоимости на дату такой сделки. Кроме того, такие сделки приводят к отражению в учете идентифицированных нематериальных активов, ранее не отраженных в учете (торговые марки, базы данных, права на ресурсы и т.п.). С точки зрения консолидированной отчетности в целом по группе никаких изменений не происходит, однако финансовые коэффициенты изменяются, т.к. те статьи отчетности, которые ранее отражались по исторической стоимости теперь пересчитаны по справедливой стоимости, часть активов, которая ранее не была признана в учете - теперь становится отражена.
Инструменты выявления манипулирования финансовыми коэффициентами
Манипулирование финансовыми коэффициентами, это вовсе не намеренное искажение исходных данных, входящих в расчет финансовых коэффициентов или изменение методики расчета коэффициентов. Такие действия легко могут быть найдены аудиторами и инвесторами.
Манипулирование финансовыми коэффициентами – это изменение оценок менеджмента в отношении событий, которые признаются в финансовой отчетности на основе этих самых оценок (оценочные резервы, справедливая стоимость и. т п.). Под манипулированием также следует понимать выполнение корпоративных мероприятий, приводящих к признанию в финансовой отчетности активов и обязательств, которые существовали и ранее, но не были признаны (изменение корпоративной структуры, ведущее к необходимости переоценки по справедливой стоимости активов и обязательств ранее отраженных по исторической стоимости).
Поскольку в составе активов и обязательств современных организаций становится все большое статей, подлежащих оценке по справедливой стоимости на основе применения профессионального суждения, это приводит к более широким возможностям для манипулирования финансовыми коэффициентами. Соответственно должны появляется инструменты и технологии, направленные на предотвращение такого манипулирования. Именно поэтому сегодня все большую значимость приобретает внедрение в практике аудита технологий автоматизированного аудита, основанных на работе с «большими данными» и применении автоматизированных инструментов бизнес-анализа в ходе аудита. Аудиторским компаниям сегодня специалисты по работе с данными и программисты требуются в гораздо большей степени, чем традиционные аудиторы.
Например, KPMG в 2014 г. подписала соглашение с McLarenGroup об использовании ее прогностического анализа, применяемого в гонках «Формулы-1». Аудиторам эта технология позволит оценить, как изменения cash-flow, процентных ставок или расходов на маркетинг отразятся на будущей выручке компании. У Deloitte уже есть технология Argus, умеющая быстро выуживать из разнородных документов бухгалтерскую информацию.
Такие инструменты, обрабатывая огромные массивы данных (в основном это информация, которая не отражается в финансовой отчетности) в короткие сроки, позволяют проверить, насколько обосновано изменение оценок менеджмента, на основе которых признаются активы и обязательства в финансовой отчетности, какова величина активов и обязательств, которые не отражаются в финансовой отчетности, но влияют на ее стоимость и могут быть признаны в учете, например в случае покупки этой компании и ее включения в консолидированную отчетность другой компании.
Все существующие программы по финансовому анализу рассчитывают различные коэффициенты на основе финансовой отчетности. Среди них есть программы, которые выдают готовое аналитическое заключение. Они используются в основном для проверки надежности внешних контрагентов или для проверки соответствия финансовой устойчивости предприятия нормативам банков.
Финансовая стабильность бизнеса зависит от множества факторов, в числе которых оборачиваемость дебиторской задолженности. Этот показатель характеризует период возврата в организацию долга от покупателя за отгруженный товар. Поскольку эффективность продаж – это не только факт совершения сделки, но в первую очередь скорость оплаты, ускорение оборачиваемости гарантирует приток денежных средств. А значит, важно с точки зрения управленческого учета организации.
По изменению в связи с изменением объема произведенной продукции (оказанных услуг) в рамках определенных диапазонов этих объемов затраты можно разделить на постоянные и переменные. А по степени постоянности по времени – на регулярные и эпизодические. Эпизодические затраты можно выделить в отдельную категорию, т.к. в большинстве случаев их нельзя разделить на постоянные или переменные по степени взаимосвязи с объемом производства (который в ряде случаев может проявляться через загрузку производственных мощностей), поскольку они носят разовый характер и появляются в течение короткого периода времени.
Современная финансовая отчетность как минимум на 25-30% состоит из показателей, оценка которых зависит от профессионального суждения менеджмента организации. Принятие решений на основе финансовых коэффициентов существенно зависит от качества самой финансовой отчетности и от применяемой учетной политики.