Специфика оценки социально-значимых инвестиционных проектов

10 Октября 2017

Оценку социально-значимых инвестиционных проектов следует проводить в зависимости от их классификации и соотношений между размером предприятия и инвестиционного проекта. Если крупное предприятие реализует небольшой по объему проект, то вопросы коммерческой эффективности проекта могут быть вторичны по отношению к вопросам финансовой состоятельности предприятия в целом. В то же время коммерческая эффективность масштабного проекта для реализующего его предприятия принципиально важна для принятия решения о кредитовании. 

Поскольку социально-значимые проекты реализуются для целей достижения синергетических эффектов путем диверсификации бизнеса на поздних этапах развития предприятий, малые проекты можно оценивать только на основе показателей общественной эффективности.

Синергетические эффекты, возникающие при реализации малых социальных проектов обычно превышают величину финансовых потерь, связанные с их осуществлением. Для средних и крупных проектов следует учитывать также бюджетную и общественную эффективность, поскольку затраты на их осуществление сопоставимы либо выше величины возможных синергетических эффектов. В табл. приведены основные подходы и показатели оценки социально-значимых инвестиционных проектов. 

Исходя из определения роли реализации социально-значимых проектов для развития предприятия, сформулированной в предыдущем подразделе, целью реализации таких проектов для предприятия является вовсе не максимизация чистого денежного потока, а получение «синергетических эффектов» в результате совпадения интересов предприятия, государства и общества. Описанные «синергетические эффекты» в свою очередь обеспечивают рост потенциала развития предприятия в стратегическом аспекте.

Основные подходы и показатели оценки социально-значимых инвестиционных проектов

Направления оценки

Специфика оценки социально-значимых проектов

Общие

Системный анализ инвестиционного проекта на основе оценки его коммерческой, бюджетной и общественной эффективности

Коммерческая эффективность

Использование показателя "цены окупаемости инвестиций" в качестве основного показателя оценки коммерческой  эффективности инвестиционных проектов

Учет упущенной выгоды предприятия при отказе или растягивании во времени реализации проекта

Финансовая оценка вероятных синергетических эффектов, возникающих при реализации проекта

Использование комбинированного подхода к учету инфляции при долгосрочном характере проекта

Учет специфических рисков инвестирования в отрасли, подлежащие государственному регулированию

Бюджетная эффективность

Чистый дисконтированный доход как главный показатель оценки бюджетной эффективности

Учет эффекта налогового мультипликатора при оценке финансовых потоков бюджетов

Учет влияния организационной структуры проекта на распределение налогов между бюджетами. Принцип приоритета территориального бюджета

Использование безрисковой нормы дисконта для оценки бюджетной эффективности

Общественная эффективность

Использование сравнительного подхода на основе мониторинга социальной отчетности корпораций

Подготовка прогнозной социальной отчетности проекта на основе международных стандартов

Учет упущенной выгоды общества при отказе или растягивании во времени реализации проекта


Системный подход к оценке социально-значимых инвестиционных проектов заключается в том, что положительное решение о реализации проекта может быть принято только в случае признания проекта эффективным с точки зрения всех трех направлений оценки: как с точки зрения коммерческой, так бюджетной и общественной эффективности.

При этом каждый вид оценки эффективности имеет свои особенности.

Основным показателем оценки коммерческой эффективности социально-значимых проектов является вовсе не чистый дисконтированный доход, внутренняя норма рентабельности или дисконтированный срок окупаемости, как для традиционных проектов. В качестве такового следует использовать показатель «цены окупаемости инвестиций».

Похожие показатели используется при оценке инвестиционных проектов осуществляемых естественными монополиями, и носят название «инвестиционного тарифа».  

Цена окупаемости инвестиций представляет собой такую стоимость продукта (услуг) для потребителей, при которой инвестор получает требуемую доходность инвестиций. То есть, говоря языком показателей экономической эффективности, эта такая расчетная цена на услуги, которая при заданной ставке дисконтирования обращает чистый дисконтированный доход (ЧДД) в нуль.

Смысл этого показателя в минимизации прироста стоимости услуг при осуществлении социальных инвестиций с привлечением частного капитала по сравнению с их текущей стоимостью при условии оказания данных услуг государственными организациями. Если минимальная цена реализации услуг, при которой проект рентабелен меньше существующей цены на данную услугу при ее оказании государственными компаниями, то такой проект признается эффективным.

При этом если для нескольких альтернативных проектов окажется, что минимальная цена реализации услуг, при которой проект рентабелен меньше существующей цены на данную услугу при ее оказании государственными компаниями, то в качестве наилучшего выбирается тот проект, который обеспечит максимальное снижение стоимости услуг по сравнению ее текущим уровнем.

В противном случае используется метод «теневых цен», то есть аналитическим путем определяется вероятная рыночная цена, которая могла бы сложиться на аналогичные услуги на открытом (не монополизированном госкомпаниями) рынке, и путем подстановки данной цены в модель определяется, является ли такой проект эффективным. При этом, необходимо осуществлять переговоры с администрацией региона о компенсации  разницы между «теневой ценой» и действующей ценой государственных компаний на аналогичную услугу, чтобы не допустить увеличения цены при реализации социально значимого проекта.

Например, частная транспортная компания планирует осуществить инвестиционный проект в сфере ЖКХ – вывоз мусора из контейнеров жилых домов определенного района. Для этого планируется учреждение дочернего общества с ограниченной ответственностью с определенной долей в его уставном капитале со стороны государственной компании, обслуживающей ЖКХ в данном регионе. Просчитав финансовый план по инвестиционному проекту, инвестор пришел к выводу, что при действующем тарифе на вывоз мусора проект не является коммерчески эффективным, но в другом регионе (или стране), где  подобные проекты осуществляется, действует более высокая цена, при которой проект эффективен. Пересчитав данную цену с учетом потребительских цен и уровня экономического развития рассматриваемого региона инвестор вычислил «теневую цену», которая могла бы сложиться в данном регионе, если бы существовал открытый рынок на данные услуги. При подстановке данной цены в финансовый план инвестиционный проект оказывается эффективным. Однако, местная администрация не заинтересована в повышении цены на данную услугу для населения, но для того, чтобы осуществить проект инвестор может рассчитывать на компенсацию разницы в стоимости услуг от государственной компании-партнера, с которой он учредил дочернее общество. Такая компенсация может быть получена, например, в виде предоставления со стороны администрации основных средств, земли, нематериальных активов (разрешений, гарантий итп.) в совместное предприятие на безвозмездной основе.

Таким образом, принцип реализации социально-значимых инвестиционных проектов на основе показателя «цена окупаемости инвестиций» и метода «теневых цен» заключается в следующем:

  • производится оценка эффективности инвестиций, результатом которой является определение «цены окупаемости инвестиций» для проекта;
  • если полученная величина «цены окупаемости инвестиций» меньше действующей цены на аналогичные услуги, реализуемые государственными предприятиями в данном регионе, проект считается эффективным, поскольку его реализация позволит снизить стоимость социально-значимой продукции (услуг);
  • в случае превышения «цены окупаемости инвестиций» над уровнем действующих цен производится расчет «теневых цен» путем аналитического определения той цены, которая могла бы сложиться на данном рынке, если бы он был открытым и услуги на нем предоставлялись бы частными компаниями. Такой анализ делается на основе приведения цен на открытых рынках данной продукции (услуг) других регионов (стран) к уровню потребительских цен и особенностям экономического развития конкретного региона;
  • производится стандартная оценка инвестиционного проекта при подстановке в модель «теневой цены» рассчитываются показатели чистого дисконтированного дохода, внутренняя ставка доходности и др;
  • если проект коммерчески-эффективен для инвестора, то начинается процесс согласования с государственными компаниями и местной администрацией схемы возможного финансирования такого проекта – например, субсидирование части инвестиций в проект, разницы в ценах, организация совместных предприятий и т.д., чтобы такой проект был выгоден инвестору и привел к минимальному повышению цены на продукцию (услуги) для потребителя;
  • если при рассчитанной «теневой цене» проект коммерчески не эффективен для инвестора, то это делает реализацию такого проекта невозможной.